ᐉ Индийское брачно-семейное право в законах ману

Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений по Законам Ману. Брачно-семейное право Древней Индии.

Имущество. На момент своего создания ZM в Индии уже хорошо осознавала разницу между владением и владением, и значительное внимание уделялось защите частной собственности. Законы указывают семь возможных способов возникновения прав собственности: наследование, получение в дар или нахождение, покупка, завоевание, ростовщичество, выполнение работы и получение милостыни. В древней Индии этот метод приобретения прав собственности был также известен как 10-летнее ограничение собственности. При этом подчеркивалось, что только с юридическим подтверждением человек переходит от собственника к собственнику. Приобрести вещь можно было только у хозяина.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд города состоял из королевских земель, муниципальных и частных земель. За хищение чужого имущества (чужой земли) налагался крупный штраф, вором признавался захвативший чужую землю. Запрещалось вмешиваться в дела хозяина. Владелец земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. ZM также защищает движимое имущество. Самыми значительными были: рабы, скот, инвентарь.

ЗМ ссылается на рассмотрение судебных споров по поводу границ между общинами, колодцев, каналов. При рассмотрении этих споров в первую очередь учитывалось мнение родственников и соседей. Они также имели право преимущественного приобретения земли. Поэтому община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частную собственность на землю.

Обязательства. В ZM отношения сотрудничества получили достаточно основательное развитие. В основном Законы говорят об обязательствах, вытекающих из контрактов. Более подробное описание — один из старейших договоров — договор займа. Если должник не мог вовремя выплатить долг, он должен был погасить его. В то же время кредитор, принадлежащий к низшей касте, не мог заставить должника, принадлежащего к высшей касте, выплатить долг. Человек более высокого происхождения, чем должник, выплатил долг постепенно. Ему разрешалось получать долги с помощью силы, хитрости, принуждения. После выплаты долга с процентами должник освобождается. В случае смерти должника долг мог перейти на ребенка умершего и других родственников.

Во времена Маврии широко использовался труд наемных рабочих (кармакаров), поэтому в Законах Ману этому виду контракта (работы) уделяется значительное внимание. Кармакары, занятые на сельскохозяйственных работах, получали 1/10 урожая, в животноводстве -1/10 масла из молока выращенных коров. Нарушение контракта привело к наложению штрафа, а нарушителю не была выплачена заработная плата. Если невыполнение было вызвано болезнью и после выздоровления наемный работник выполнил свою работу, он может получать зарплату даже по прошествии длительного времени.

Аренда земли была известна и в древней Индии. Это соглашение приобретает значение и распространяется в связи с проникновением в сообщество процесса дифференциации активов. Члены разрушенной общины, потерявшие свою землю, были вынуждены сдать ее в аренду.

Купля-продажа — это один из договоров, упомянутых в Zm. Договор считался действительным, если он был заключен в присутствии понятых и собственник вещи должен был выступать продавцом. В течение 10 дней с момента продажи и покупки сделка могла быть завершена без уважительной причины.

Договор дарения упоминается в Законах Ману. Установлены положения, регулирующие отдельные виды договоров. В законах сформулированы общие для всех правила. Таким образом, договор недействителен, если он был заключен пьяницей, сумасшедшим, ребенком, стариком, рабом, посторонним. Сделка, совершенная с обманом, с принуждением, признана недействительной. Соглашение, заключенное в нарушение дхармы в деловых отношениях, было недействительным. Также установлено, что сделка совершается так же, как она была заключена.

З.М осознавал свои обязательства по причинению вреда. Основанием возникновения такой обязанности называется имущественный ущерб. В этом случае преступник должен был возместить причиненный ущерб и выплатить королю штраф.

Брак и семейные отношения. Древняя Индия характеризовалась большой патриархальной семьей. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от мужа и детей. Брак — это сделка с недвижимостью, при которой муж купил жену, и она стала его собственностью.

ЗМ определяют положение женщины следующим образом: в детстве она должна была находиться под властью отца, в юности — мужа, после смерти — под властью своих детей, поскольку «женщина никогда не годится для независимости». ЗМ прямо требуют, чтобы жена уважала своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. И хотя ЗМ как высшая дхарма между мужем и женой провозглашает «взаимную преданность до смерти», у мужа может быть несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж продал ее и бросил, она продолжала считаться его женой. За измену жене его жена подверглась страшным наказаниям, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и ее муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях жениться на женщинах низшей варны, но женщине более высокой варны было запрещено выходить замуж за мужчину низшей группы. Власть отца над детьми также была всемогущей. Все семейное имущество было общей собственностью, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо было разделено между детьми, либо осталось у старшего сына, который стал опекуном младших братьев и сестер, оставшихся в доме. Дочери были исключены из наследства, но братья должны были отдать им 1/4 своей доли в качестве приданого. Древний индийский закон не знал наследования по завещанию.

Виды брака по законам Ману и развод

У индусов, согласно законам Ману, брак признается, ввиду установленного ими поклонения предкам, как священный долг, а основной формой брака является многоженство, хотя и с разграничением между основными и второстепенными женами, из которых первая всегда должна принадлежать к той же касте, что и ее муж. Количество жен определяется законом для каждой касты; следовательно, брамин (священник) имеет право на 4 жены, кшатрий (воин) — на 3, вайши (торговец или крестьянин) — на 2, а шудра (ремесленник) — только на 1 классы, согласно законам Ману, приписываемые некоторыми к изначальному институту моногамии. Возраст совершеннолетия для мужчин — 14 лет, для женщин — 7 лет.

Основными условиями заключения брака являются: — запрещается вступать в брак с родственниками до шестой степени включительно;

— младшие братья и сестры не могут вступать в брак раньше старших

— мужчина, желающий жениться на женщине из низшей касты, должен сначала жениться на женщине из высшей касты.

По способу заключения различают 8 видов брака:

1) «брак Брахмы”;

2) «брак богов”;

3) «брак святых”

4) «брак ангелов», заключаемый с торжественной передачей невесты от отца к мужу, приносящему установленные жертвы; Передавая дочь жениху, отец произносит установленную формулу: «Выполнять предписанные обязанности коллективно”;

5) «брак злых духов», заключающийся в том, что жених без ведома родителей принимает руку невесты;

6) «брак небесных певцов», когда молодые люди объединяются друг с другом по взаимному влечению и расположению;

7) «брак великанов», когда девушку похищают и увозят из отцовского дома жених против его воли;

8) «вампирский брак», когда кто-то женится на девушке, с которой состоял в криминальных отношениях.

Первые 4 вида браков признаны «благословенными», от них рождаются ученые, знаменитые и счастливые дети; остальные 4 считаются «неблаженными», и дети, рожденные в них, жестокосердны и порочны; однако закон допускает такие браки. В то же время брамину разрешены только первые шесть типов брака; кшатрии — все восемь, а вайшьи и шудры — все, кроме седьмого. Брак по законам Ману заканчивается разводом и смертью.

Развод разрешен только при наличии одной из следующих причин: серьезные недостатки одного из супругов, пьянство, ссоры, расточительство, неизлечимая болезнь, бесплодие после 8 лет брака и непреодолимое взаимное отвращение. По древним индийским законам развод не разрешался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, брошенную или проданную жену отпустил не только муж, если она была «лицом, наносящим ущерб государству». После смерти жены муж может вступить в повторный брак, жена не имеет права на повторный брак, если только она не докажет, что у нее не было физического контакта со своим мужем. В случае смерти мужа вдова не имеет права на второй брак, если только смерть не наступила с мужем до того, как он успел вступить в физический контакт со своей женой; в таких условиях обязанность жениться на вдове ложится на брата умершего мужа, и старший сын, родившийся в аналогичной Б., почитается как сын последнего.

Вообще положение вдовы у индусов очень незавидное: она непременно должна жаловаться на мужа, даже если она его не любила; если она остается бездетной, то она подвергается всеобщему презрению, а в некоторых местах верная вдова следует за своим мужем на костер (так называемая сутти, то есть сожжение «хорошей жены”).

Брахман оскорбивший шудру подвергается наказанию тест

Определяя межевые знаки для границ полей, колодцев, озер, садов и домов, необходимо знать мнение соседей.

Если соседи дают ложную информацию о границах (пограничных знаках) между деревнями, каждая из них должна заплатить королю штраф.

Тот, кто с помощью угроз присвоит себе дом, пруд, сад или участок земли, подлежит наказанию в виде штрафа в размере пятисот панов; если он присвоит землю по незнанию, ему придется заплатить штраф в двести панов.

Если граница не проявляется, добродетельный король должен сам определить границу в интересах вовлеченных сторон.

Итак, я изложил закон и правила границ между селами, теперь я расскажу о мерах, которые следует предпринять в случае словесных оскорблений.

Кшатрий, оскорбивший брахмана, наказывается штрафом в размере ста панов, вайшья — двести пятьдесят панов, а шудра, оскорбивший брахмана, подвергается телесному наказанию.

Брахман, оскорбивший кшатрия, должен быть оштрафован на пятьдесят панов, вайшьа — на двадцать пять панов, шудра — на двенадцать панов.

В случае проступка дважды рожденного по отношению к представителям одной варны — двенадцати пан, с крайне оскорбительной речью, штраф становится двойным.

Если шудра начинает оскорблять дваждырожденного ужасными оскорблениями, презрением и оскорблениями, он заслуживает наказания в виде лишения языка.

Дваждырожденный нарушитель, который плохо говорит о своем имени и происхождении, должен вонзить в тело раскаленный железный стержень длиной двенадцать пальцев.

Царь должен приказать налить кипящее масло в рот и уши виновному, который гордо наставляет брахманов об их обязанностях и дхарме.

Кто из гордости ложно объявляет себя ученым, рожденным в большой стране, принадлежащим к знатной семье и очищенным благодаря священным обрядам, подлежит наказанию в виде штрафа в размере двухсот панов.

Человек, который оскорбительно называет другой термин кривым, хромым или каким-либо другим критическим термином, даже если это правда, должен заплатить штраф в размере не менее шестнадцати горшков.

Тот, кто оскорбляет мать, отца, брата, жену, сына, гуру и не подчиняется гуру, должен быть оштрафован на сто панов.

Если брахман и кшатрий оскорбляют друг друга, царь должен наложить меньшее наказание на брахмана, а среднее — на кшатрия.

Подобным образом наказываются вайшья и шудра, но без оскорбления языка.

Я сейчас расскажу о правилах наказания за домогательства.

Любая часть тела, которую член низшей касты физически оскорбляет члена высшей касты, должна быть ампутирована. Это заявление Ману.

Поднимая руку или палку, преступник должен потерять руку; кто бьет в гневе, тот теряет ногу.

Если невысокий человек с плохими качествами пытается поставить себя на один уровень с возвышенным брахманом и занять его место, его следует изгнать из страны с клеймом на бедре или с глубокой раной на ягодице.

Если невысокий мужчина плюет в представителя высшего сословия (брахмана), царь должен приказать ему высунуть обе губы; если он проливает мочу на брахмана, он должен быть лишен полового органа; если он оскорбительно отравляет брахмана газом, он должен быть лишен ануса.

Любой, кто схватил брахмана за волосы, ноги, бороду, шею или пах, должен получить приказ от царя отсечь обе руки.

Тот, кто поцарапал кожу и вызвал появление крови, должен быть оштрафован на сотню панов, повредивший плоть — шесть ниш, а тот, кто сломал кость, должен быть выслан из страны.

Лицо, повредившее дерево, должно выплатить штраф в зависимости от ценности и выгоды, которую приносит дерево.

За нанесение удара с целью причинения вреда людям или животным злоумышленник должен быть оштрафован в зависимости от размера ущерба.

Любой, кто нанесет кровоточащую рану, должен заплатить пострадавшему необходимую сумму за лечение или весь двойной штраф.

Любой, кто намеренно или непреднамеренно растрачивает чье-то имущество, должен возместить ущерб и заплатить королю штраф, равный ущербу.

В случае повреждения кожаных, деревянных и глиняных изделий виновный подлежит штрафу в пять раз больше их стоимости; это также относится к порче цветов, корней и плодов.

Существует десять дел с участием водителя, транспортного средства и его владельца, в которых штраф не взимается, а в остальных случаях налагается штраф.

Преступление и наказание по законам Ману

Что касается брака и семейных отношений, в древней Индии некоторые статьи были направлены на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, и в этих статьях большое значение придавалось кастовым различиям.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая управляет людьми и защищает их, предписывая применять ее с учетом всех обстоятельств преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «крадет небеса из иного мира».

В то же время при определении наказания за причинение физического вреда и оскорбления классовая сущность древнеиндийского права проявляется достаточно четко, поскольку наказание зависело от принадлежности преступника и жертвы к определенной варне.

Среди видов наказания она называется смертной казнью (для брахмана она была заменена на бритье головы) в различных вариантах: прокалывание, сжигание на костре, утопление, охота с собаками и т.д.; штрафы, выдворение, лишение свободы. Это далеко не полный список наказаний.

Кровная месть в законах не упоминается, видимо, на тот момент она уже не применялась.

Особенности взаимоотношений мужа, жены и их детей

В отношениях между супругами преобладает полное подчинение жены мужу, как личное, так и родовое. Все, что она зарабатывает, идет на пользу ее мужу. Однако мужу предписывается относиться к жене самым добрым образом, а нарушение супружеской верности с обеих сторон очень строго карается. В целом положение женщин в Индостане было несравненно лучше, чем у других азиатских народов.

Как упоминалось выше, древняя Индия характеризовалась большой патриархальной семьей. Глава семьи — муж. Он имел право наказать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и брат, совершившие преступление, могут быть избиты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Брак — это сделка с недвижимостью, при которой муж купил жену, и она стала его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве она должна была находиться под властью отца, в юности — мужа, после смерти мужа — под властью своих детей, в течение » женщина никогда не годится для независимости «. Законы Ману прямо требуют, чтобы жена почитала своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Также неоднократно подчеркивается, что призвание женщины — рождение детей и забота о семье (статья 27, глава IX и др.).

Хотя законы Ману как высшая дхарма между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж может иметь несколько жен, развестись с женой. Однако жена не могла уйти из семьи, даже если муж продал и оставил их. Она продолжала считаться его женой. За измену жене его жена подверглась страшным наказаниям, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и ее муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях жениться на женщинах низшей варны, но женщинам верхней варны запрещалось жениться на мужчине низшей группы. Брак шудры с брахманом считался особенно тяжким грехом. Права детей, рожденных от браков между людьми, принадлежащими к разным варнам, были нарушены, а брак шудры с брахманом породил чандал, которые считались маргинализованными.

В Индии потомство, как и крупный рогатый скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого муж матери считался законным отцом ребенка, независимо от того, кем он был на самом деле. Торговля детьми была разрешена, хотя считалась грехом (ЗМ, XI, 69); в то же время продажа детей, как правило, не предполагала их превращения в рабов. Дети, подаренные и проданные в экстремальных обстоятельствах, получили права прямых родственников в новых семьях.

Все имущество семьи было его общим имуществом, но им управлял глава семьи. После смерти родителей имущество либо было разделено между детьми, либо осталось у старшего сына, который стал опекуном младших братьев и сестер, живших в доме. Дочери были исключены из наследства, но братьям пришлось выделить ¼ своей доли в приданое. Древний индийский закон не знал наследования по завещанию.

Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии

Для Индии также характерно униженное и подчиненное положение женщин. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семейства обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений более ярко проявилось влияние социокультурных традиций и норм обычного права. Об этом свидетельствует, например, указание на восемь противоречащих друг другу форм брака, которые были широко распространены в Индии и которые шастры могли только принимать во внимание.

Основным предназначением женщины считалось рождение и воспитание детей, в частности детей мужского пола, на которых ложилась обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.

Потомство, как и домашний скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого муж матери считался законным отцом ребенка, независимо от того, кем он был на самом деле. В данном случае женщину отождествляли с домашними животными, рабынями, потомство которых принадлежало хозяйке (ЗМ, IX, 52 — 55).

Также разрешалась продажа жены и детей, хотя это считалось грехом (ЗМ, XI, 69). Продажа детей, как правило, не предполагала превращения их в рабов. Дети, подаренные и проданные в экстремальных условиях (по всей видимости, бездетным семьям), получили все права прямых родственников в новых семьях. Жена не считалась «просто имуществом мужа, она была, так сказать, его частью». Неслучайно даже проданная жена не была отпущена мужем (3M, IX, 46), и право на нее, по мнению древних индейцев, сохранялось за ее умершим мужем. Традиционные взгляды также были в центре запрета на повторный брак вдов (ЗМ, IX, §4) и обычая самосожжения вдов на похоронах их мужей.

Поэтому семейное право Древней Индии и Древнего Китая характеризовалось унизительным положением женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Основной целью семьи было, прежде всего, воспроизводство детей. Хотя были свои особенности в правовом регулировании семейно-брачных отношений, например при заключении брака.

Характеристика брачно-семейных отношений

Главы III и IX в Законах Ману посвящены браку и семейным отношениям.

Они выделяют восемь распространенных форм брака в Индии. Брахманы ободряли первых четырех:

  • брахма (отдать от отца дочь, «украшенную драгоценностями»);
  • даива (отдача дочери священнику, проводящему обряд);
  • арша (отец выдает свою дочь замуж, получив от жениха быка и корову или две их пары);
  • праджапатья (отдавая отца дочери жениху после фразы «Совершите дхарму вместе»).

К «плохим» типам брака относились:

  • асура (покупка невесты);
  • гандхарва (добровольный союз супругов без согласия родителей);
  • ракшасу (похищение невесты);
  • пайсаку (насилие над пьяной или сумасшедшей).

Заключать браки с несовершеннолетними не запрещалось. Многоженство не поощрялось, но муж имел право взять вторую жену, если первая была злобной, склонной к пьянству или расточительной.

Сваямвара — это практика, когда девушка выбирает жениха. Решение сохранить сваямвару принял отец девушки. Для церемонии выбрано благоприятное время и место. Цари отправили послов в соседние королевства, приглашая князей принять участие в сваямваре. Простые люди приглашали соседских кандидатов. В назначенный день заявители пришли в дом отца девушки и попросили ее руки. Родители оценили их качества и смелость на соревнованиях. Сделав выбор, девушка возложила на избранника цветочный венок, после чего состоялась свадьба.

В индуистской литературе описано несколько случаев сваямвары. В Рамаяне Сита выходит замуж за Раму, который оказывается единственным принцем, прошедшим установленное испытание — поднять и натянуть лук Шивы. Махабхарата описывает сваямвару Драупади, в результате которой принцесса отправилась к Арджуне. Сваямвара Дамаянти описывается в «Махабхарате», которая вопреки воле дэвов избрала Нала своим мужем.

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману;

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семейства — мужчины, в абсолютном подчинении которого находились его жена, дети с их семьями, ближайшие родственники, рабы. Положение в такой семейной клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брачно-семейные отношения регулируются в основном нормами обычного права и религиозными нормами. В законах Ману упоминается 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, которые заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и одарил ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты с применением насилия в отношении нее, подвергаются цензуре, равно как и браки без согласия родителей, хотя и признаются законом. Межвоенные браки считались крайне нежелательными и приводили к социальной деградации. Законы Ману разрешали брак мужчины высшей варны с женщиной низкого ранга, но такие браки заслуживали осуждения и низводили семьи до положения шудр. В частности, брахман, женившийся на женщине-шудре, был лишен брахмана.

Брак был моногамным, но мужчина мог взять другую жену, если женщина была больной, дорогой, злокачественной, в плохом настроении, не рожала или рожала только девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской неверности, что определялось разницей представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был предоставить средства для содержания семьи, а жена должна была быть верной, уважать семью своего мужа и иметь детей. Неверность его жены была наказана смертью.

Брак считался неразрывным, законы Ману запрещали разводы. Жена считалась продолжением мужа, собственностью мужа и его семьи. Ее муж сохранил права на нее как при жизни (даже если он ушел или продал жену), так и после смерти. Поэтому даже вдовам было запрещено выходить замуж повторно. Второй брак для женщины считался позорным, и дети от таких браков не признавались. Вдова могла выйти замуж за своих братьев или за тестя мужа. Поэтому в Индии распространился обычай самосожжения вдов. После смерти жены мужчина имел право снова жениться.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимостью от мужчины: в детстве — от власти отца, в юности — от мужа, после смерти мужа — от сына. Замужняя женщина не имела права собственности: ее приданое перешло в полный контроль мужа. Муж мог продать свою жену в рабство или заложить ее в долг. Родители ее мужа могли применить телесные наказания к невестке за непослушание, что часто приводило к смерти женщины.

Законы Ману санкционировали огромную патриархальную власть главы семьи. Фактически, он выполнял административные функции в семье: у него были семейные активы и личности своих подданных. Отец мог применять телесные наказания к своим подданным, продажа или залог его жены и детей была разрешена, но такая практика осуждалась. Проданные дети не становились рабами, но получали права родственников в новых семьях, т.к потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи несет ответственность за преступления семьи и обязан обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право было основано на концепции общности семейного имущества. Закон разрешал только наследование. Наследство делилось поровну между детьми от «справедливых» браков, но дополнительная доля досталась старшему сыну. Сын шудры и «дваждырожденный» не имел права наследования, он был доволен имуществом, которое ему передал отец. Отец мог лишить наследства сына, который неоднократно проявлял непослушание. Женщины, маргиналы, слабоумные и инвалиды исключались из числа наследников. Дочери получили приданое.

 

Оцените статью
Все про этикет