Развитие этикета: исторические особенности, забытые и современные правила

Старинный этикет

Перед тем как попрощаться, мужчины снимают перчатку с правой руки, и вот почему.

В эпоху Возрождения в моду вошли кольца с миниатюрными наконечниками, наполненными смертельным ядом.

Придерживаясь хорошей формы, мужчины сняли перчатки, чтобы те, с кем они здоровались, не испугались, что рукопожатие будет последним.

Это правило не распространялось на женщин: они не жали руку, а целовали. Однако даже представительницы слабого пола нередко использовали кольца «сюрприз».

Из истории развития лейбла известно, что на прогулке дама держит за правую руку своего кавалера (если он не военный).

Дело в том, что в старину с левой стороны мужчина носил меч, и его товарищ мог помешать ему быстро использовать оружие.

Мужчина всегда отпускает женщину, но в общественные места, например, в ресторан, он входит первым.

Как объясняют историки, в восемнадцатом-девятнадцатом веках в питейных заведениях часто происходили драки и прочие безобразия; чтобы защитить свою даму от возможных неприятностей, джентльмен должен был первым переступить порог и убедиться, что ей ничто не угрожает.

Традиция рукопожатия женщине, выходящей из машины или общественного транспорта, восходит к тем временам, когда люди ехали в экипаже.

Конечно, дама в платье длиной до фута не могла оставить без посторонней помощи высокий экипаж.

С давних времен орхидеи нельзя было дарить одиноким девушкам и женщинам в Европе.

Причина в том, что «орхидея» в переводе с латыни означает «интимная часть мужского тела», а сам цветок, как считалось в древности, усиливает «греховную страсть и темперамент».

История речевого этикета

Голосовая метка — это набор правил общения. Он возник вместе с развитием государства и служил для разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль общения мог выдать в человеке купца или дворянина. Это также позволяет участникам разговора вести беседу мирным способом.

Традиционно голосовая метка варьируется от региона к региону. В Древней Греции была традиция культурных бесед после обеда. В Римской империи считалось хорошим тоном не выражать недовольство хозяином вечера. Примером может служить сам Чезаре: во время застолья, на котором подавалось испорченное блюдо, он просил еще, не комментируя повара.

В Европе позднего средневековья лингвистический этикет стал предметом преподавания. Знание норм могло выгодно отличить человека с хорошим образованием, а незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения была временем этикета для бедных. Широко распространенный интерес к гуманизму научил людей любого происхождения общаться на равных.

Лингвистический этикет XIX века попал под влияние буржуазии. Отойдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. Когда женщина встречает мужчину, только женщина может первой поздороваться. К кому-то нужно было обращаться исключительно по имени, вместе с титулом. Женщины не могли общаться с мужчинами наедине, много разговаривали. А всех, кто давал короткие ответы, считали невежественными.

История развития этикета: факты

История этикета: основные этапы развития

Вступление

Правила поведения зародились очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, возникла потребность в мирном сосуществовании. Единственная цель ЭТИКЕТА — сделать нашу жизнь максимально приятной путем взаимного общения, избежать всевозможных острых углов и непреднамеренных жалоб, уберечь нас от случайных жалоб и проблем.

Желание вести себя заметили еще до появления письменности. В «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, высшим и низшим, средства общения, прием посторонних строго регламентировались. Нарушение этих правил означало исключение себя из социальной группы.

История лейбла тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключен в 1278 году до нашей эры. NS между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Хаттушилом III.

Египтяне проиграли войну, но хеттскому царю было выгодно иметь не врага, а союзника в Египте, как и мир, условия которого были выгравированы на серебряном блюде, что является первым проявлением дипломатического этикета.

И не случайно первые проявления регулируемых отношений появились в «горячих точках» человеческих отношений. Первенец этикета — дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, выработали дипломатическую этику, пропитав ее огромным количеством сложных ритуалов.
Затем следует придворный этикет. Каждая правящая династия создает вокруг себя сложный обряд с более или менее высокой степенью торжественности. И только тогда формируется общий гражданский этикет, похожий на придворный, но намного проще.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо написал книгу о правилах поведения духовенства и монахов «Дисциплина клерикалис», которая позже послужила основой для руководств по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

Классическими странами этого лейбла считаются Англия и Франция, хотя облагораживание морали в Европе началось в Италии в 14 веке. Подъем искусства эстетического и умственного наслаждения, характерный для эпохи Возрождения, изменил образ жизни и обычаи людей.

Утонченность, грация, хорошие манеры, мода, этикет — все это начало живо интересовать итальянцев.

Наибольшего развития, блеска, роскоши и строгости марка достигла при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала законодателем вкусов, этикеток и моды.

Европейский лейбл проник в Россию в начале 18 века. До этого в королевском дворе и за его пределами существовал общепринятый порядок, сформулированный в 16 веке в своде правил под названием «Домострой». Правила «Домостроя» основывались на делении общества на классы и подчинении низших начальству, молодых старшим.

В семье была установлена ​​непоколебимая власть главы дома над всеми членами семьи и слугами, и в случае их непослушания главе дома приказывали «ломать ребра» непослушным. В обществе создана строгая иерархия подчинения: боярин, царский наместник, царь.

К концу 17 века порядок строительства домов стал мешать развитию культуры и общества, и Петр I, расширяя границы общения России с другими государствами, начал прививать в России европейские нормы поведения. В 1717 г вышла книга «Молодость — честное зеркало или свидетельство повседневности, собранное разными авторами”.

Правила поведения различных европейских стран, но главным образом Англии, особенно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями.

И хотя Петр Великий искоренил патриархальные порядки обнаженной шпагой, некоторые основы и традиции Домостроя (как правило, в купеческих и крестьянских имениях) долгое время сосуществовали с европейскими правилами (в основном на неофициальном семейном уровне ». Н. Островский) В наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянством, где многочисленные правители и учителя с малых лет прививали хорошие манеры.

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и изменила все сферы жизни, и даже ярлык сильно ударил. Понятие ярлыка как обязательной категории было искоренено.

Подчеркнуто галантное обращение было представлено с некоторой долей иронии, сочли излишним.

Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но основы были сильно повреждены.

Древний мир

Древняя Греция

Греческий полис (город-государство) и римский civitas (сивитас) — община обеспечивала полноценное развитие гражданских, физических, творческих способностей свободных граждан, которые определяли нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось никаких формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи начали появляться первые признаки строгой регламентации поведения и сформировались основы этикета.

Греки большую часть дня проводили вне дома, в спортзалах и спортзалах (спортзалах и стадионах). Все горожане стремились добраться до агоры (рыночной площади) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнали новости, о которых говорили весь день.

Поэтому раб, сопровождавший гражданина Греции, принес с собой раскладной стул для более комфортного общения. Часто приходилось возвращаться ночью в сопровождении факелоносцев. В течение дня мужчины обычно занимались различными видами спорта, помимо азартных игр (мяч, кости) и петушиных боев.

По обычаю, женщина могла выйти из дома только в сопровождении рабынь. Рабы несли зонтик для хозяйки солнца, рабы — складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда греков была очень простой. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон — это платье до колена или ниже, соединенное на талии поясом. Хитон мог быть без рукавов или с рукавами и застегиваться на плече с помощью пряжки.

Поверх туники мужчины носили гиматион (длинный плащ), а женщины — пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины также носили короткий плащ — хламиду, который крепился к одежде с помощью пряжек. Из шерсти и льна шили одежду. Головной убор носили только в дорогу.

На мужчинах были фетровые фуражки и широкополые шляпы. Обувь для греков представляла собой сандалии и войлочные или кожаные сапоги со шнуровкой спереди. Замысловатые женские прически закреплялись заколками из драгоценных металлов и камней.

Помимо богато украшенных ремней, женский санузел был дополнен украшениями: серьгами, браслетами, диадемами.

Спорт, бани в Древней Греции

Материалы по теме — Аннотация: Как выиграть спор

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и разума. Сообщество очень заботилось о поддержании здоровья, особенно о гигиене. Поэтому в крупных городах были общественные туалеты. Греки приходили в баню через день в сопровождении рабов.

Раб принес с собой масло, пищевую соду, смазанную маслом глину, белье, полотенце и щетки. Они приняли горячую ванну в круглой ванне; последовали холодные ванны. Существовали также паровые паровые с сухим горячим воздухом. Греческий спорт, особенно Олимпийские игры, были посвящены богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию.

Такой известный философ, как Платон, прославился еще в юности боксером.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Трехразовое питание в Греции означало два завтрака и большой обед. Вечером был организован обед. На вечеринку были приглашены друзья, которым приглашения рассылались через посыльных-рабов. Гости могли привести на праздник своих друзей. Случалось, что на обед пришли горожане, которых никто не пригласил — тунеядцы.

Выгонять незваных гостей было не принято, но относились к ним с презрением. Они сели за стол строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Вечеринки проходили только в мужской части дома.

Поскольку чистота считалась признаком вежливости, все снимали обувь у входа, рабы омывали гостям ноги, предлагали искупаться и помазать себя ладаном. Еда была расставлена ​​на столах, вокруг которых были расставлены диваны в форме подковы. Кровать была высокая, накрыта красивым одеялом.

В нем могли разместиться два гостя, спиной друг к другу. Они обедали лежа, положив левое плечо на подушку или валик. В центре находился хозяин дома. Самым почетным местом считалось справа от него. Кушали руками, вытирая пальцы пастой или панировочными сухарями. Ложка предназначалась только для жирной пищи.

Обед начался с закусок, чтобы подогреть аппетит. Затем последовали изменения мяса, рыбы, зелени и соусов. В конце трапезы они омывали руки и приносили жертвы богам с вином. Затем последовал десерт из сыра, фруктов, сладостей и вина. Это было началом симпозиума (симпозиум — философская беседа с вином).

Лучшие вина с островов Лесбос, Самос и Хиос смешаны с водой в соотношении один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подходящим только для варваров. Во время обеда состоялись важные и интересные беседы. На развлекательный симпозиум были приглашены флейтисты и акробаты.

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, которые переходили в сферу ответственности государства. Гостеприимство превратилось в институт проксении, прототип дипломатической службы.

Когда он переехал с родины, грек оказался иностранцем в соседнем государстве. Прокси (представители афинского государства в других политиках) защищали свои интересы, обеспечивая их жильем, одалживая деньги, обеспечивая им комфорт и создавая для них семейную среду.

За свою службу проксены получили ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги.

Древний Рим

Общественная и деловая жизнь Рима проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. В Риме и в других крупных городах горожане ходили, передвигались на носилках, которые держали на плечах 6-8 рабов, или на повозках, запряженных мулами.

Римские граждане с энтузиазмом посещали игры и светские шоу, количество которых достигало 170 в год. Иногда, особенно в бане в древние времена, горожане сами участвовали в играх и соревнованиях.

Организация таких представлений была важной общественной обязанностью именитых граждан, а позже — почти исключительной прерогативой императоров. Историк Светоний в своих «Биографиях цезарей» подробно описывает многие игры, неизменно приписывая их организаторам.

Осуждая жестокость этих шоу с современной точки зрения, необходимо помнить, что нравы того времени коренным образом отличались от наших.

Этикет в стране победившего пролетариата

Имело ли продолжение история развития лейбла в советское время? Да, конечно, но бурные и драматические события ХХ века отразились полностью. Годы гражданской войны отвергли в прошлом само существование светского общества, которое когда-то диктовало правила хорошего вкуса. Вместе с тем, манеры совершенно не в порядке. Подчеркнутая грубость стала признаком принадлежности к пролетариату, господствующему классу. Нормами поведения руководствовались только дипломаты и отдельные представители высшего руководства, однако далеко не всегда.

Когда войны окончательно утихли и во второй половине ХХ века в стране установилась хотя бы скромная, но политически стабильная жизнь, большая часть населения устремилась в университеты, которые в то время были вполне доступны. Следствием такой тяги к знаниям стал общий рост культуры населения, а вместе с ним и возросшая потребность соответствовать нормам общения.

История правил этикета

Само слово «этикет» употреблялось редко, но всякий, кто хотел произвести благоприятное впечатление о себе среди окружающих, был обязан соблюдать правила приличия. Многие устойчивые выражения, предназначенные для определенных случаев, прочно вошли в употребление. Такие фразы, как «это будет вас раздражать», «будь вежливым» или «не отказывайся вежливости», стали визитной карточкой каждого образованного человека.

В те годы излюбленным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а у женщин: строгий костюм, блузка и юбка ниже колена. Сексуальность в одежде запрещена. Слово «товарищ» с добавлением фамилии одинаково использовалось для обозначения как мужчины, так и женщины. Эти правила «советского этикета» в школе не преподавались, но более или менее строго соблюдались большинством горожан.

История этикета от древности до наших дней

История этикета: основные этапы развития

История появления лейбла уходит корнями в древность. Поскольку люди начали жить большими группами, им необходимо регулировать свое существование определенными нормами, которые позволяют им ладить друг с другом с максимальным комфортом. Подобный принцип сохранился и по сей день.

Нормы поведения минувших веков

В современном мире этикет — это не что иное, как набор правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в общении друг с другом, а также защитить себя и других от непреднамеренных притязаний и оскорблений. Многие требования, такие как не похлопывать незнакомца по спине, достаточно очевидны и продиктованы самой жизнью, но есть и те, которые передаются в форме учений и инструкций.

История происхождения этикетки в ее самой ранней форме известна в основном благодаря правилам поведения, установленным в египетских и римских рукописях, а также в «Одиссее» Гомера.

Уже в этих древних документах были сформулированы принципы взаимоотношений полов, начальников и подчиненных, а также установлены правила общения с иностранцами. Известно, что нарушение этих правил влечет за собой самые суровые наказания.

Вообще правила общения между людьми усложнялись параллельно с развитием самого рассказа.

Рыцарский кодекс чести

Ярлык в странах Западной Европы нашел особенно благодатную почву для себя в X-XI веках, когда рыцарский строй распространился среди привилегированных слоев общества. В результате появился Кодекс чести — свод правил, в которых детально устанавливались не только правила поведения, но и предписывался цвет и стиль его одежды рыцарю, а также общие геральдические символы.

В этот период появилось много новых обрядов и очень специфических обычаев, таких как, например, обязательное участие в рыцарских турнирах и совершение подвигов во имя Дамы сердца, а также в тех случаях, когда избранный совершал не отвечайте взаимностью.

Чтобы полностью соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Однако два последних качества следовало проявлять только по отношению к людям из своего круга.

С обычными людьми рыцарь мог делать то, что хотел, но это совсем другая история.

Этикет, а точнее строгое соблюдение его правил, иногда могло сыграть злую шутку с теми, кто слепо ему подчинялся.

Например, есть случай, когда во время битвы при Креси, которая стала самой важной битвой Столетней войны, французские рыцари, после того как их король Филипп VI скакал с срочным докладом, не осмелились прорвать крепость придворный этикет и первыми обратились к нему.

Когда монарх наконец позволил им говорить, они долго кланялись, предоставляя друг другу это почетное право. Следовательно, правила хорошего тона были соблюдены, но время было упущено, и промедление губительно сказалось на ходе боя.

Дальнейшее развитие этикетка получила в 17-18 веках при дворе французского короля Людовика XIV. Фактически, само это слово вошло в мир из его дворца, где на одном из приемов каждый присутствующий получил карточку (по-французски — label) с подробным списком правил поведения, которым он был обязан следовать отныне.

История развития этикета в России

В допетровской Руси тоже были свои нормы этикета, но они пришли не из Европы, а из Византии, с которой с незапамятных времен были тесные связи.

Однако рядом с ними сосуществовали дикие обычаи языческой древности, порой сбивающие с толку иностранных послов.

История марки в России, которая неоднократно становилась предметом самых глубоких исследований, показывает, насколько он важен для социального статуса человека.

Было принято, например, в гостях у сверстника заходить во двор и останавливаться прямо под крыльцом. Если хозяин дома был более высокого ранга, то ему все равно приходилось останавливаться на улице и переходить двор пешком. Хозяин был обязан встречать важного гостя на крыльце, сверстника — в коридоре, а того, чей статус ниже — в верхней комнате.

Он должен был войти в комнату без шляпы, но не оставлять ее в зале, как трость или трость, а обязательно держать в руках. При входе гость трижды крестился на иконах, а затем, если хозяин был выше его чина, поклонялся ему. Если они были такими же, они пожали друг другу руки. Родственники при этом обнимались.

История русского этикета при Петре I во многом напоминает путь, который прошли страны Западной Европы, когда-то погрязшие, как и Россия, в варварстве и бескультурье.

Петр, как и многие иностранные монархи, заставлял своих подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввел в моду одежду европейского покроя, разрешив носить кафтаны и армяне только представителям низших классов.

Он также заставил бояр сбрить бороды под страхом огромного штрафа.

Более того, благодаря царю положение русских женщин в корне изменилось. Если раньше жены и дочери даже самых высоких сановников были обязаны оставаться дома, то теперь они стали постоянными участниками всех вечеринок и торжеств. Появились и вошли в употребление правила галантного обращения с ними. Это во многом способствовало достижению отечественной знатью европейского уровня.

Образованность, вошедшая в моду

В конце 18 века, и особенно во время правления Александра I, образование стало модным среди аристократии, равно как и осознание проблем литературы и искусства.

Больше языков стало нормой.

Скрупулезное подражание западноевропейским образцам в одежде и поведении приобрело характер устойчивого стиля, получившего название комильфо (от французского комильфо — дословно переводится как «как должно»).

Яркий тому пример — хорошо известный нам по школе образ Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое значение этот распутник придавал своему гардеробу, но в то же время он умел сиять в обществе своим превосходным владением французским языком и знанием античной поэзии.

По словам Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но и различать латинский эпиграф, рассказывать о стихотворении Ювенала и сразу посвящать даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени был целиком наукой, от понимания которой во многом зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.

Интеллигенция и новые требования этикета

Дальнейшая история развития марки в нашей стране знаменует ее подъем на новый уровень качества в середине 19 века. Это было связано с реформами Александра II, открывшими путь к образованию для людей разных сословий. В стране появился новый, ранее неизвестный социальный слой — интеллигенция.

К ней принадлежали люди, которые не занимали высокого положения в обществе, но были хорошо образованы и в силу своего образования научились хорошим манерам. Однако в их среде чрезмерная вежливость и предельно скрупулезное соблюдение правил этикета, принятых во время предыдущих царствований, стали казаться несколько архаичными.

Этикет девятнадцатого века предусматривал, среди прочего, строгое соблюдение моды на ювелирные изделия, в которой бриллианты и золото уступили место древним камеям из слоновой кости или из соответствующих видов камня.

в женском обществе стало хорошей практикой носить короткие прически в память о героинях европейских революций, которые закончили свою жизнь на эшафоте, чьи волосы были коротко острижены перед казнью.

Кроме того, они вошли в моду, а потому стали одним из требований этикета, завитки или небольшой пучок свободно ниспадающих волос стянутый несколькими лентами.

Этикет в стране победившего пролетариата

Имело ли продолжение история развития лейбла в советское время? Да, конечно, но бурные и драматические события ХХ века отразились полностью.

Годы гражданской войны отвергли в прошлом само существование светского общества, которое когда-то диктовало правила хорошего вкуса. Вместе с тем, манеры совершенно не в порядке. Подчеркнутая грубость стала признаком принадлежности к пролетариату, господствующему классу.

Нормами поведения руководствовались только дипломаты и отдельные представители высшего руководства, однако далеко не всегда.

Когда войны окончательно утихли и во второй половине ХХ века в стране установилась хотя бы скромная, но политически стабильная жизнь, большая часть населения устремилась в университеты, которые в то время были вполне доступны. Следствием такой тяги к знаниям стал общий рост культуры населения, а вместе с ним и возросшая потребность соответствовать нормам общения.

Само слово «этикет» употреблялось редко, но всякий, кто хотел произвести благоприятное впечатление о себе на окружающих, должен был соблюдать правила приличия.

Многие устойчивые выражения, предназначенные для определенных случаев, прочно вошли в употребление.

Такие фразы, как «это будет вас раздражать», «будь вежливым» или «не отказывайся вежливости», стали визитной карточкой каждого образованного человека.

В те годы излюбленным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а у женщин: строгий костюм, блузка и юбка ниже колена. Сексуальность в одежде запрещена.

Слово «товарищ» с добавлением фамилии одинаково использовалось для обозначения как мужчины, так и женщины.

Эти правила «советского этикета» в школе не преподавались, но более или менее строго соблюдались большинством горожан.

Особенности восточного этикета

Все, о чем шла речь выше, — это европейская история лейбла от античности до наших дней. Но рассказ был бы неполным без упоминания о том, как развивалась эта область человеческой культуры в странах Востока.

известно, что в большинстве из них большое значение придавалось правилам поведения и взаимоотношений с другими членами общества.

Об этом свидетельствуют и нынешние обычаи этих стран и их многовековая история.

Китайский этикет — один из древнейших аспектов его культуры. Каждая из сменявших друг друга правящих династий вносила свои изменения в кодекс поведения и установленные требования, выполнение которых строго контролировалось. Однако, несмотря на различия, все они имели общие характеристики.

Например, во все века одежда китайцев должна была соответствовать их статусу и положению в бюрократической иерархии. Одежда строго делилась на ту, которую имел право носить император, правителей вассальных княжеств, министров, аристократов и так далее. Причем простой крестьянин не имел права носить то, что хотел, а был обязан подчиняться установленным нормам.

Каждая ступенька иерархической лестницы была связана с определенным головным убором, который не снимался даже внутри. Китайцы не стригли волосы, а укладывали их в сложные прически, которые также были показателем социального статуса.

Правила поведения, принятые в Корее, и их история

Этикет этой страны во многом схож с этикетом Китая, поскольку оба государства были тесно связаны на протяжении веков. Сообщество культур стало особенно очевидным после того, как после политического кризиса, разразившегося в 20 веке, многие китайцы эмигрировали в Корею, унеся с собой значительную часть национальной культуры.

Основу правил поведения составляют требования, содержащиеся в двух религиях, исповедуемых в стране: конфуцианстве и буддизме. Их преподают в учебных заведениях всех уровней, за их соблюдением внимательно следят.

Особенностью местного этикета является отказ от использования местоимений второго лица. Хорошо воспитанный кореец никогда даже не скажет «он» или «она» о ком-то за его спиной, но он вежливо произнесет фамилию с добавлением «учитель», «любовник» или «учитель».

Особенности поведения жителей Страны восходящего солнца

История правил этикета в Японии во многом связана с кодексом бусидо («Путь воина»), который был установлен в XII-XIII веках. Он определял нормы поведения и морали военного сословия, господствовавшего в государстве. На его основе уже в ХХ веке был составлен школьный учебник, в котором подробно рассматриваются все правила поведения образованного человека в обществе и дома.

В этикете особое внимание уделяется искусству диалога, а стиль общения полностью зависит от социального статуса собеседника. Отрицательная реакция может быть вызвана как недостаточно вежливым тоном, так и излишней учтивостью, скрывающей желание избежать разговора. По-настоящему образованный японец всегда умеет найти золотую середину.

также считается недопустимым молча слушать собеседника, его слова нужно хотя бы изредка разбавлять собственными наблюдениями. В противном случае может сложиться впечатление, что беседа лишена всякого интереса. Вообще история языкового этикета в Японии — особый раздел культурологии, требующий самого внимательного изучения.

Возрождающийся интерес к этикету

В постсоветский период в России, с пробуждением прежних духовных ценностей, традиции поведения в обществе и межличностного общения обрели новую жизнь.

Об интересе, проявляемом к этим выпускам, свидетельствует растущее количество статей, публикуемых в СМИ, общую направленность которых можно охарактеризовать как «История лейбла».

Застольный этикет

Обычай желать приятного аппетита сидящим за столом также вошел в употребление во время правления французского короля Карла Великого (VIII-IX века). Правда, в те времена это желание воспринималось не как формальное проявление вежливости, а как руководство к действию.

Настоящий рыцарь был обязан проявлять отвагу не только на турнирах, но и за столом.

Считалось, что если гость мало ест и пьет, он не уважает гостя или плохо себя чувствует.

Мужчин, неспособных поглощать огромное количество пищи, не ставили ни во главе армии, ни во главе государства. Карла Великого, любившего путешествовать инкогнито, узнавали по множеству обглоданных костей, лежащих у его ног.

Согласно старинной этикетке, тот, кто наливает вино к столу, должен сначала налить себе, а потом всем присутствующим: эта традиция приобрела популярность в Древнем Риме.

Специального раба-виночерпия заставляли первым попробовать напиток, чтобы обнаружить содержащийся в нем яд.

Если он выжил, кувшин оставался по кругу. Однако во время вечеринки нередки случаи, когда один из гостей тайком бросал в соседский бокал щепотку ядовитого порошка.

Испокон веков в Западной Европе было принято полоскать рот после еды, но не из гигиенических соображений.

В середине 16 века Эразм Роттердамский писал, что очки были предметом роскоши, и даже на самом роскошном столе их было всего два или три.

Один и тот же бокал использовали несколько человек, поэтому, прежде чем глотнуть вина, им велели «промыть рот от несъеденных остатков, чтобы не испортить соседскую трапезу».

В 19 веке стали использовать специальные ножи для рыбы.

Дело в том, что устройства были изготовлены из железа, которое окисляло и впитывало запахи продуктов, которые они нарезали. Рыбные ножи так сильно «пахли», что ими нельзя было резать мясо или овощи.

Когда в XVI веке в Европе появился чай, никто, даже аристократы, понятия не имел, как его использовать.

Однажды на обеде с английским герцогом на стол подали салат из чайных листьев. Гости съели его с трудом и отвращением. Это был ужасный, горький и несъедобный навоз.

Но этикет не позволял отказаться от еды. Они закончили трапезу и едва сели, пока мероприятие не закончилось.

Одного из гостей чуть не задохнуло учащенное сердцебиение, а остальных просто тошнило. Прошло еще много лет, прежде чем европейцы узнали, что чай нужно не есть, а пить.

Начало истории застольного этикета относится к 13 веку.

Королева Англии Елизавета II наизусть знает правила застольного этикета. Однако он называет их лишь неизбежным злом.

Когда она ест и пьет в своих комнатах наедине с собой, королева не соблюдает всех правил хорошего тона.

А если он не может переварить всю пищу, он просит слуг не выбрасывать остатки, а использовать их в следующем приготовлении, например, для начинки пирогов или пирогов.

Вкусная еда для дорогого гостя — это только полдела. Первое правило французского этикета семнадцатого века: «Если хочешь показать интересного человека, можешь избавить его от скуки».

Поэтому хозяину стоит постараться развлечь гостей. Особенно преуспели в этом искусстве русские аристократы.

В начале XIX века московский богач Николай Александрович Дурасов коренным образом перестроил усадьбу Люблино и стал принимать широких гостей.

За сытной трапезой гостеприимный хозяин устроил шоу, в котором артисты пели и играли на фортепиано и кларнете.

Затем последовала прогулка по роскошному парку-оранжерее, осмотр зверинца, после чего все отправились в театр «Глеба», где их ждали новые сюрпризы: комедия, фарс, балет.

Каждые полчаса зрителям показывали подносы с мороженым, фруктами, лимонадом, чаем и другими напитками. Когда хозяин Люблино умер, москвичи искренне опечалились о потере.

Во Франции очаровательные женщины славились своим гостеприимством. Маркиза де Рамбуйе, владелицу парижского салона на улице Сен-Томас, восхищалась ее способностью вести светскую беседу.

Поэт Винсент Вуатур, завсегдатай его гостиной, написал в письме другу: «Самое большое удовольствие здесь — это филигранный разговор, в котором сияют умы. Музыка разговора завораживает, заставляет сердце биться чаще».

В допетровской Руси праздники устраивались по случаю именин, рождения детей, крещений, венчаний и крупных религиозных праздников.

Ставились длинные столы, во главе которых обычно сидел хозяин дома.

Согласно правилам застольного этикета в России, гостей рассаживали по рождению, а не по рангу и рангу.

Слуги столпились вокруг стола, держа в руках масло, соль, уксус и специи. Их не клали на стол, а добавляли в гости по желанию. Один из слуг, самый проворный и проворный, наливал вино.

Было несколько смен посуды. Пока гости ели одно блюдо, слуги обычно держали в руках следующее, стоя позади гостей.

После «трезвой» части вечеринки было весело, тосты за здоровье всех присутствующих были обязательными.

На этих вечеринках гости так напивались, что часто возникали ссоры и кровавые драки. Многие потерявшие сознание были принесены домой служанкой или женой.

Женщин на такие чисто мужские вечеринки не пускали. Им даже запретили находиться в той части дома, где ели их родственники.

В исключительных случаях им разрешалось участвовать в свадебных торжествах.

Одно из забытых правил этикета — перед началом вечеринки хозяин должен показать гостям свою жену. Она остановилась в красном углу, а гости — перед ней.

Женщина встретила их легким поклоном в пояс, а гости в ответ ей поклонились, то есть коснулись пола рукой.

После церемонии приветствия ведущий поклонился всем своим гостям и попросил, чтобы гости поцеловали его жену, причем он сам поцеловал ее первым.

Все гости по очереди низко поклонились хозяйке, потом поцеловали ее, а затем, поклонившись, ушли.

Каждый раз она отвечала легким поклоном, слегка наклоняясь вперед. Церемония продолжалась до тех пор, пока все гости не поцеловали жену хозяина.

После этой процедуры он принес всем по бокалу вина.

Хозяин подходил к каждому гостю и, кланяясь, просил принять вина его жены. Обойдя таким образом всех гостей, хозяин приказал жене сначала выпить вина, а затем выпить вино из его рук.

После того, как последний гость выпил вина и вернул бокал, хозяйка поклонилась всем гостям и ушла с вечеринки на женскую половину, где в то время также был организован обед исключительно для женщин.

Ни один мужчина в эти праздники не имел права войти.

Случалось, что других женщин, например невесток хозяина, сопровождали гости на «церемонии поцелуев». Но молодым незамужним женщинам никогда не разрешалось навещать гостей.

Особо следует отметить королевскую трапезу. Монарх часто обедал в своем офисе; к столу были приглашены самые близкие к правителю люди.

Обедать с королем было большой честью и завистью для других.

Культура застольного этикета предполагала, что перед тем, как сесть за стол, правитель становился на колени перед иконами и произносил благодарственную молитву.

Вместе с ним это повторили все присутствующие. Перед тем, как начать есть, крестили столовые приборы.

Сначала за стол сел царь, а уже потом все остальные.

Рядом всегда находился слуга, которого называли дворецким: по сигналу монарха он начинал подавать еду, ставя ее прежде всего перед королем.

Поэтому кравчий всегда подходил к линейке и пробовал кусочек каждого блюда. Без этого обряда, согласно древнему обычаю, трапеза не начиналась.

Царь указывал, перед каким присутствующим поставить то или иное блюдо, а он, в свою очередь, уже не мог отказаться от предложенной трапезы.

За правым плечом царя находилась чаша, в обязанности которой входило наливание напитков в царскую чашу.

Прежде чем поставить перед государю полную чашу — ему так и не подали, это считалось беспрецедентной наглостью — он налил себе чашу из кувшина напитком, попробовал ее и только потом наполнил чашу государя и поставил ее сверху таблица.

После еды снова прозвучала благодарственная молитва. Точно так же проходила трапеза королевы.

 

Оцените статью
Все про этикет