- Платок в культуре народов
- Обязанность женщины в нормах одежды
- Коран о хиджабе
- Культурные особенности
- Требования Шариата к ношению хиджаба
- Отличия женских мусульманских нарядов
- Хиджаб в исламе
- Традиции женской одежды у других народов и культур
- Отношение общества к закрытой женщине
- Государственные законы относительно хиджаба
- Движение против хиджаба
- Свадьба с мусульманином
- История Натальи
Платок в культуре народов
Полный спектр одежды, связанной с традиционными Каиром и Багдадом сегодня, от хиджаба, никаба, паранджи и открытой одежды, существовал у арабов и до ислама. С другой стороны, это не чисто арабская традиция. Таким образом, аналогичные ордена существовали в Древней Греции (Черепаха Афродиты, Женщина с вуалью Древней Греции), в Византии (Габриэль Радле, Покров женщины в Византии) или в Иудее. Верующие евреи до сих пор покрывают волосы, но делают это шляпой или париком (хотя есть и те, кто носит чадру).
Покрывало в древних персидских, ассирийских и месопотамских культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение чадры рабами и проститутками было уголовным преступлением. Позже, как мы покажем ниже, это понимание было перенесено в ислам.
Кроме того, головной убор был необходимым элементом поклонения. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано, что женщина должна покрывать голову в храме: «Но каждая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, приносит стыд на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила голову »(1 Коринфянам 11: 5). Понимание завесы как части культа также вошло в ислам, где прикрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.
На протяжении тысячелетий вуаль была неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Отказ Запада от закрытой одежды обострился на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа, закрывающая все тело до глаз, ассоциировалась с рабством и унижением женщин на Востоке. Все это шло рука об руку с необходимостью оправдать начало антитеррористической войны и стало поворотным моментом в современной истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствиями и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с фанатизмом, невежеством и фанатизмом.
Как и другие практики, такие как паломничество в хадж, «запретные месяцы» и обрезание, освещение женщин существовало в арабском обществе еще до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммеда другие пророки пришли от арабов (а также от других народов) и, вероятно, установили эти обычаи. Однако нельзя утверждать, что ислам «заставлял» женщин носить хиджаб, он лишь узаконил уже существующие в обществе обычаи.
Арабская женская одежда до ислама. Фото: siue.edu
Обязанность женщины в нормах одежды
Возникает много вопросов о том, когда женщина в хиджабе имеет право его снять. Такие вопросы задают не только о фате или покрывале, но и о других элементах мусульманской женской одежды — недавно на пляжах Франции разгорелся скандал по поводу буркини — так называется специальный купальник для мусульманок, закрывающий тело.
Наиболее часто задаваемый вопрос: все ли мусульманки должны носить платок или платок? Говорит ли Священная книга Корана что-нибудь о девушке в хиджабе? Ответы на эти и многие другие вопросы помогают понять суть тех, кто не имеет отношения к исламу или только начинает его понимать.
В странах, где ношение хиджаба является обязательным на государственном уровне, его должны носить все граждане, независимо от их религии. Такие правила существуют в Саудовской Аравии и Иране.
Коран о хиджабе
В Священном Коране два стиха посвящены теме того, как именно мусульманские женщины должны выглядеть и одеваться. В двадцать четвертой суре «Свет» сказано, что женщина должна опустить взор и не выставлять напоказ красоту своего тела, а прикрывать декольте вуалью на груди. Более того, этой проблеме посвящен аят тридцать третьей суры Сонма, где сказано, что верующие женщины не должны одеваться так, как они одевались во времена древнего невежества. Это должны делать женщины, чтобы отличаться от блудниц и рабов и не подвергаться оскорблениям.
Культурные особенности
В течение определенного периода времени женщины гордо носили хиджаб и вуаль, поскольку это указывало на то, что женщина происходила из богатой семьи, а вуаль, которую она носила, указала на ее влияние и богатство.
Часто женщины носят хиджаб не только по религиозным предписаниям. Культурные особенности страны также предъявляют определенные требования к женщинам, которые должны покрывать как можно большую часть своего тела. Еще до зарождения ислама в странах Ближнего Востока женщины вели уединенный образ жизни, который соответствовал местным морально-этическим нормам, которые ставили целомудрие и духовную чистоту на первый план. Среди элиты также была широко распространена женская изоляция, и так жили и христиане, и евреи. Подобные традиции существуют и у евреев высших каст.
После зарождения ислама эти традиции закрепились в религиозных нормах и распространились даже за пределы высших слоев общества.
Требования Шариата к ношению хиджаба
В традициях ислама существуют определенные требования, как правильно носить хиджаб, и часто в реальной мусульманской жизни образ девушки в хиджабе отличается от того, что иногда можно увидеть по телевидению. Закон шариата не разрешает мусульманке пользоваться косметикой или парфюмерией, так как и то, и другое может привлечь внимание посторонних. Женщина может нарисовать глаза только сурьмой или хной, которую она может нарисовать на руках. Доступ к телу мусульманки для постороннего человека должен быть закрыт, чтобы не спровоцировать страсти и греховные чувства, которые могут привести к очень негативным последствиям.
Что касается выбора украшения и его сочетания с хиджабом, то здесь следует исходить из количества украшений и их качества, внешнего вида. Если украшение привлекает внимание, женщине не стоит носить его с хиджабом. Тот факт, что вы не должны носить украшения на лодыжках, также говорится в Коране, где говорится, что женщина не должна носить украшения, которые, издавая звуки, будут привлекать внимание посторонних.
Отличия женских мусульманских нарядов
Паранджой называют верхнюю женскую одежду, которую носят женщины в мусульманских странах — она напоминает длинный халат с длинными искусственными рукавами. К паранже прилагается сетка для волос или чачван, предназначенная для прикрытия лица.
История ношения паранджи уходит корнями в средневековую Персию, где этот предмет одежды назывался фараджи и представлял как мужскую, так и женскую верхнюю одежду с длинными рукавами. Такие платья носили в 16 веке, и их не следует путать с чадрой или паранджой — в фильме «Белое солнце пустыни» во время съемок использовалась только классическая версия паранджи.
Фата — это фата, которую носят женщины. В переводе с персидского «чадра» переводится как «шатер». Эта фата полностью закрывает женскую фигуру, с головы до пят, фата черная, синяя или белая. Лицо и голова женщины покрыты кисейной тканью.
Хиджаб — универсальное имя, и этим термином можно обозначить любую одежду, сделанную в виде вуали, которая обертывает женщину с головы до ног. Само слово «хиджаб» переводится с арабского как «вуаль». Но в самом распространенном смысле это слово означает фату для женщин, и в европейских странах, когда говорят о хиджабе, имеют в виду именно это. В законах шариата обязательное ношение чадры женщинами, исповедующими ислам, является одним из его основных положений.
В чем разница между хиджабом и никабом, буркой и чаршафом, что такое палантин и амирка, какие виды платков носят мусульманские женщины, на исламской одежде мусульманок.
Какой должна быть одежда по законам шариата? Можно ли носить модный хиджаб? Какой должна быть женская обувь и какие части женщина может открыть мужчине?
Хиджаб может быть разным: как длинным, так и коротким, но он должен скрывать форму женского тела и не должен быть облегающим. Священная книга Аллаха, Коран, гласит, что женщина не должна показывать свою красоту никому, кроме мужа или близких родственников. В Коране говорится, что запрещено хвастаться всеми женскими чарами, кроме видимых, и особо подчеркивается, что разрез на груди должен быть прикрыт. Среди родственников, которым женщина может являться без чадры или чадры, перечислены муж, отец, тесть, дети, дети ее мужа, братья, дети братьев, дети сестер, женщины, слуги, которые являются евнухами, дети, еще не достигшие половой зрелости.
Хиджаб в исламе
Интересной историей является раскрытие «аята о хиджабе», который записан в «Сахих» Бухари, второй по значимости книге ислама после Корана. В соответствии с ним намерение ввести хиджаб в качестве религиозного долга было сформулировано вторым праведным халифом Умаром бин аль-Хаттабом. Кроме того, в этой легенде используется то же слово «хиджаб» в форме повелительного глагола «ухджуб».
«Что касается ‘Умара, он часто говорил Пророку (мир ему и благословение Аллаха):« Покройте (ухджуб) своих жен », но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сделал этого. Однажды вечером жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Сауд бинт Зам’а, высокая женщина, вышла из дома, и Умар повернулся к ней: «Мы узнали тебя, о Сауд! «(Он сделал это), желая, чтобы (откровение о необходимости носить) покрывало было открыто, и Аллах фактически ниспослал аят (Сахих Бухари, 146)».
Слово хиджаб переводится с арабского как «преграда» или «вуаль». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого используются два других слова, имеющих родственное значение: «химар» и «джилбаб».
«Они не выставляют напоказ свою красоту за пределами видимого. И чтобы они закрывали вырез на груди покрывалом (хумур, множественное число от Химар) (аль-Нур, 31)».
Химар, если вы имеете в виду арабские словари, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», что означает «скрывать, прикрывать». В одном из хадисов говорится, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли волосы тканью.
«… О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и верующим женщинам спустить покрывало »(jalabib, мн. Da jilbab; al-Ahzab, 59).
Джилбаб — это слово, означающее длинную и свободную одежду. Поэтому подразумевается, что одежда мусульман должна не только закрывать все тело, но и не быть тесной и скрывать силуэт.
Исламские богословы постановили, что ярость (части тела, которые должны быть скрыты) включает все тело, за исключением лица, ног и рук. Некоторые богословы утверждают, что степень завесы зависит от традиций и «коррупции общества». Когда в обществе стали распространяться пороки, некоторые богословы стали считать желательным или обязательным закрывать лицо. В юридической школе Шафиитов распространилось мнение, что хиджабы желательно носить и мужчинам, особенно молодым и красивым, чтобы не смущать женщин.
Сам хиджаб имеет только общие условия, но не имеет фиксированной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, как у женщин Персидского залива. Это может быть европейская одежда, но она соответствует условиям покрытия Avrata».
В древних текстах добавлено, что эти ограничения распространяются только на свободных женщин и не распространяются на рабынь. Все это было написано, когда во всем мире процветало рабство. А в исламском обществе хиджаб был инструментом определения свободных женщин как субъектов общества. Хиджаб здесь служил средством защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина, а женщина — женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим окружающую среду.
Традиции женской одежды у других народов и культур
Мусульманок часто спрашивают, как они себя чувствуют в хиджабе. И в ответ получают абсолютно спокойное отношение к ней как просьбу, появившуюся не из-за ее мужской прихоти, а по предписанию религии ислама, которую она исповедует, принимает и является неотъемлемой частью его жизненная позиция.
Религия ислам рассматривает покрытие одежды как способ защитить ее красоту, скрыть от посторонних глаз. Исламская религия в этом вопросе не изолирована, так как у многих народов в древности были обычаи и традиции, которых придерживались их предки: женщина, особенно находящаяся в браке, не имела права ходить с непокрытой головой. Это тоже в древнерусской традиции, где красота женщин защищалась чужим мнением, и только когда западные традиции и свободомыслие хлынули в Россию через «окно в Европу», прорезанное Петром Великим, женщины начали более свободно одевались и получили право участвовать в вечеринках, чего до Петра Великого никогда не допускали.
Согласно исламу, семейное счастье основано на духовных ценностях, так как внешняя красота не будет вечной и со временем увянет, а духовные ценности делают семейную жизнь счастливой на долгие годы.
Отношение общества к закрытой женщине
В обществе существует множество мнений по этому поводу, часто можно услышать возмущенные заявления о ношении хиджаба, но чаще такие заявления делают те, кто не имеет никакого отношения к исламу. Подобные высказывания от восточных девушек и женщин в хиджабах можно услышать редко, так как большинство из них не только не думают ничего плохого о ношении хиджаба, но и с удовольствием носят его, считая его одним из самых красивых и изящных элементов своей одежды.
Те, кто не понимает мусульманской культуры, часто путают хиджаб и паранджу. Смешно слышать от этих людей комментарии о ношении мусульманской одежды.
Государственные законы относительно хиджаба
Есть мусульманские страны, где женщина в хиджабе является обязательным требованием на государственном уровне. В таких странах, как Афганистан и Саудовская Аравия, женщинам обязательно носить головной платок или платок. Есть также страны, в которых ношение непристойной одежды, облегающей тело, карается преступлением — к таким странам относится Судан.
Но есть мусульманские страны, где запрещено носить хиджаб в определенных местах — в государственных учреждениях и учебных заведениях. К этим странам относятся Таджикистан, Тунис и другие.
Во Франции принят закон, согласно которому человек не имеет права носить одежду, демонстрирующую его религиозную принадлежность. Этот закон особенно строго применяется в учебных заведениях, где обучается большое количество иностранных студентов.
Движение против хиджаба
Все говорят о том, что ношение паранджи или хиджаба подавляет волю женщин, изолируя женщину от остального общества, движимо требованиями сторонников консервативных форм ислама, в которых роль женщины сводится к заботе о себе дом и семья. В таком обществе женщинам действительно необходимо носить платок, и эти требования выдвигаются всем обществом.
Есть примеры целых движений против хиджаба, которые развились в некоторых странах за последние годы. Примером этого является движение в социальных сетях в Иране под названием «Моя тайная свобода». Движение было основано иранской женщиной, проживающей в Лондоне, и по ее предложению сторонники движения размещают в Интернете свои фотографии с макияжем и с непокрытой головой и выступают против использования хиджаба. В движении уже более миллиона членов, и некоторые мужчины поддерживают своих жен в этом протестном движении, показывая их фотографии без хиджабов.
Свадьба с мусульманином
В прошлом году с подобной проблемой столкнулась и сама Лейла. Она вышла замуж (в мечети, без регистрации в ЗАГСе — ред.) За чеченца, который уговаривал Лейлу поехать с ним в Сирию или Ирак.
— Мне уже 50, но я ему поверил. Общались онлайн, по телефону. Он сказал, что разведен, а в январе приехал сюда и буквально через несколько дней стал мне говорить: «Что тебя здесь держит, дети уже взрослые, пойдем туда». Я ответил, что мне тоже здесь хорошо.
— Дети обычно не вмешиваются в мою личную жизнь, даже не обращают внимания. В результате мы с мужем решили, что он будет здесь зарабатывать и ездить, куда хочет. И он оставит меня здесь. А потом его жена стала звонить мне из Чечни. У него там дети. Я не удержался, когда узнал, что меня тоже обманули. И год назад, в марте, отправил. Жена дала ему немного денег, и он ушел. Но тогда, правда, по телефону были угрозы.
История Натальи
Наталье Казариной 41 год, почти 20 из них практикуют юриспруденцию. Сейчас на Кавказе открывается НПО. В 2017 году Тюменка впервые посетила Чечню как общественный деятель с лекциями. А через месяц вернулась в Грозный и приняла ислам.
— Я не искал там религию, это было очень естественно. До этого мне совершенно не нужно было ходить в церковь. Я прагматичный человек. Но, может быть, это такая прелесть для Чечни и Кавказа в целом. Я пока не ответила на вопрос, почему пошла на этот шаг, — говорит женщина.
Наталья рассказала своей семье о принятии ислама.
— Мы были в гостях у мамы. Все были хороши, я сказал, что замечательно поехать в Чечню. Ну, он сказал, что я принял ислам.
— А для меня это все равно, что спрашивать, какие книги читать и с какими людьми общаться. Я взрослая, на тот момент мне было 38, — говорит Наталья. — У меня есть семья с юмором, они действительно подумали, что я шучу. А когда я пришла к родителям, они, так сказать, потешались надо мной. Я захожу, и меня приветствует отец: «Салам Алейкум», или: «Мы видели твоё сегодня». — «Какой из наших?» — «Забинтованные женщины». И тому подобные вещи.
Наталья ходит с покрытой головой в основном на Кавказе. В остальной России это можно воспринять в штыки
— В Коране не сказано, что женщина обязательно должна ходить с покрытой головой. Это ваша доступность, внутреннее созревание. Мне очень нравится носить вуаль. На Кавказе я почти всегда ношу фату и чувствую себя вполне гармонично и комфортно. Но поскольку моя профессия публичная, я юрист, журналист, я не ношу хиджаб и чадру здесь, в Тюмени или Екатеринбурге, в центральной России, куда я езжу в командировку, — признается женщина.
Наталья солидарна с Лейлой, она не понимает, почему именно мусульманки, покрывающие голову, вызывают столько негатива у окружающих.
— У меня есть православная бабушка, старообрядка. И в своей жизни я ни разу не видела бабушку без чадры, ни разу », — говорит Наталья. — Наша история очень технически замкнута, и мы должны отдать должное кавказским народам, им, с учетом того, что многие были изгнаны, теоретически они должны были потерять свою историческую идентичность, ассимилироваться, чего не произошло, они сохранили все свои исторические традиции, помнят своих предков.
Сама Наталья была как раз из тех, кто избегал на улицах женщин в хиджабах. Женщина признает, что даже не села в один автобус с наблюдательными мусульманками.
— В информационном пространстве очень много негативной информации о Кавказе в целом. И я поступил в институт в 1996 году, как раз в самом начале первой чеченской войны. А женщин в хиджабе демонизировали, по общему мнению, их называли шахидами. И неважно, какой они национальности. И я их избегала, — признается Наталья.
— Теперь они стали более лояльными к женщинам в хиджабах. Но этнические мусульмане более расслаблены, чем те, кто принял ислам в зрелом возрасте. Это вызывает у людей некоторое недоумение », — говорит женщина.
— Мы дружим почти 20 лет. Он сказал, что они остановились, потому что его могли заподозрить в общении с кем-то не так, — поясняет Наталья. — После принятия ислама мне пришлось прекратить общение с некоторыми знакомыми, я помню около восьми человек. Реакция даже среди мусульман — одна из причин, по которой я не ношу хиджаб. Часто воспринимают это как своего рода маскарад: они носят фату, но внутреннее содержание не изменилось. А я хочу прямо противоположное.
Дети Натальи не мусульмане, ее муж Алексей тоже. «Ничего не было сказано:« Вот, ты мусульманин, мы разводимся », — говорит он. 8 марта Алексей подарил жене четки. Очень красиво.
— Он спокоен, если кто-то из его друзей начнет шутить с Саламом Алейкумом. Так недавно сказал друг. Ее муж ответил, что «еще одно такое слово в сторону Наташи, разворачиваемся и уходим». Он чувствителен к этому.
В 2017 году Наталья впервые посетила Чечню. Через месяц в центре Грозного она прочитала шахаду и приняла ислам